student
Moskva, Moscow, Russian Federation
student
Yakutsk, Yakutsk, Russian Federation
employee
Ufa, Ufa, Russian Federation
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
The article is devoted to the consideration of problems arising in the use of virtual space, the study of which is aimed at ensuring that society can actively counter threats from the negative aspects of these problems, effectively and timely protect the younger generation from the "dark" sides of the Internet. The task of the society to do everything to really help every juvenile with cyber addiction, to save him from erroneous actions and actions, to get him out of the "risk group". The authors write about the need to monitor the time of the child's stay in the virtual network, study the content of interest to him, the Internet community and, watching the changes in the behavior of the child, be able to promptly seek help from a psychologist.
Internet, cybersocialization, cyber-dependence, juvenile, teenage suicide.
Некоторые туристы думают, что Амстердам – это город греха, но на самом деле – это город свободы. Просто в условиях свободы большинство выбирает грех.
Джон Грин
Вышеуказанное изречение вполне можно отнести и к информационно-телекоммуникационнойсетиИнтернет. Интернет – это разновидность свободы, но в условиях широчайшего поля возможностей для познания,позитивное развитие своей личностичеловека часто не интересует.
В современном мире человек с малых лет вовлекается в процесс виртуальной компьютерной социализации его личности. Процесс этот в 2005 году профессором кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии МПГУ В.А. Плешаковым был назван «Киберсоциализация человека» [2]. Направления киберсоциализации весьма различны и могут быть связаны как с досугом, общением, так и с работой, учебой. Каждый из нас участник информационного общества и каждый день мы получаем и обрабатываем огромные объемы информации. Бесконечный поток информации может привести к рассеянности, невозможности концентрироваться на выполнении своих профессиональных задач, быстрой утомляемости.Психофизиологические ресурсы человека не безграничны, и современная жизнь может стать причиной информационного стресса, то есть психологического стресса, связанного с информационной перегрузкой. Особенно опасен такой стресс для детей и подростков.
Проблем, возникающих при пользовании виртуальным пространством, достаточно много, и проблемы эти должны изучаться в первую очередь, чтобы общество активно могло им противодействовать, эффективно и своевременно ограждать от «темных» сторон Интернета подрастающее поколение.
Среди опасностей Интернета и интернет-магазины «однодневки», создаваемые для совершения мошенничества в отношении доверчивых пользователей глобальной сети, и компьютерные вирусы, и ресурсы, распространяющие запрещенный контент, ресурсы для торговли оружием и наркотическими средствами. Среди основных опасностей выделяют кибер-унижение и интернет-зависимость. Именно эти виды виртуальной опасности могут нанести здоровью ребенка непоправимый вред.
С каждым годом подростки все больше становятся активными пользователями Интернета, они проводят в Интернете в среднем около трех часов в день. За последнее время Интернет развился в полноценную саморегулируемую систему, довольно сильно влияющую на все стороны нашей жизни, а на передний план вышли социальные сети и блоги, распространяющие в социальных сетях информацию, цель которой вовлечение детей в сообщества, пропагандирующие аутоагрессивное поведение несовершеннолетних.
Все чаще мы замечаем, что термин «электронное детство» оказывает глубокое воздействие на самых незащищенных, склонных к психологической зависимости. Гиперактивность адреналиновой реакции, которая сопровождает компьютерные игры, приучает мозг к потребности в острых ощущениях. Приобретенные эмоции, ослабление когнитивных функций сделали речевой ввод информации менее привлекательным, чем быстро сменяющие друг друга визуальные стимулы. На сегодняшний день как не печально дети не охотно берут в руки книги для прочтения, так как на смену им стремительно влился мультимедийный подход в образовании. Повышение уровня технической оснащенности учреждений предоставляет возможность использовать компьютеры для развития способностей. Однако, нельзя позволять технологиям подвергать детей соблазнам и потенциальным преимуществам искусственных миров, позволять интернет-пространству заменять систему ценностей. Эмоциональная зависимость в раннем возрасте оказывает необратимое ухудшение возможности развития фундаментальных умений. Истощение энергетического потенциала чрезмерной компьютерной стимуляцией ведет к хронической усталости многих подростков. Современные экраны планшетов и смартфонов слишком хорошо имитируют окружающую реальность, что дезориентирует мозг. Соответственно, чем выше качество картинки, тем больше вероятность возникновения киберболезни. По сведениям Здравоохранения с каждым годом возрастает количество подростков, имеющих нарушения «остроты зрения». Одной из самых уязвимых систем организма является нервная система, она сильно страдает при работе за компьютером, но негативные проявления наступают не сразу, поэтому на последствия часто не обращают внимания.
Среди особенностей виртуального общения, позволяющих виртуальной реальности успешно приобретать новых, в том числе несовершеннолетних адептов, филолог Т. Виноградова выделяет[1]:
1.Анонимность. Негативными проявлениями анонимности являются ненормативность, аффективная раскрепощенность и безответственность участников общения.
2.Своеобразие межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации.
3.Добровольность и желательность контактов.
4.Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стабильное стремление к эмоциональному наполнению текста изображениями, графическими символами.
5.Стремление к ненормативному поведению.
Пользователи сети Интернет сталкиваются с целым рядом онлайн-рисков. Наиболее распространена следующая классификация интернет-опасностей: контентные риски; коммуникационные риски; потребительские риски; технические риски; интернет-зависимость.
К коммуникационным рискам относится кибер-унижение. При кибер-унижении в сети распространяются непристойные фотографии и видеоролики с объектом унижения, какие-либо интимные факты из личной жизни человека, описываются вымышленные уничижительные события и видеоролики. При этом пользователей методично доводят до нервных срывов, а может даже и до суицида.Среди видов кибер-унижения в интернете можно обозначить флейминг; троллинг; хейтинг; киберсталкинг; кибербуллинг.
Особенностями и кибербуллинга[5]являются:
- анонимность и дистантность агрессора, агрессор чувствует себя менее уязвимым и ответственным;
- не видна эмоциональная реакция жертвы;
- возможность травли 24 часа, независимость от времени и места;
- один источник (фото, пост и т.д.) может использоваться множество раз;
- увеличение аудитории наблюдателей;
- жертвой кибербуллинга может стать каждый вне зависимости от статуса;
- не оставляет физических следов, незаметность для родителей, учителей;
- жертва скрывает факт травли;
- кибербуллингу нельзя противостоять в одиночку.
К интернет-зависимости склонны как взрослые, так и дети. Безграничный доступ к информации может для ребенка стать причиной психических расстройств. Взрослые и дети в некоторый момент пользования глобальной сетью перестают отличать реальность от киберпространства, начинают переживать виртуальные события как реальные. Ребенком, в первую очередь, двигает любознательность, интерес, при этом, он находится еще в самом начале формирования нравственных и моральных норм.
Дети в целом доверчивы, в частности в общении со своими сверстниками или взрослыми, и в сети интернет это может использоваться, чтобы подвигнуть их на непристойные действия. К примеру, в сети, в открытом доступе, широко распространена порнография, Ребенок может узнавать про такие сайты, посещать их.
Несовершеннолетние могут узнавать о сайтах с различными инструкциями, представляющими опасность. Например, в сети распространена так называемая «Поваренная книга анархиста» – пособие по использованию обычных исходных материалов, веществ и предметов для изготовления в домашних условиях наркотических веществ, оружия, взрывных устройств, ядов.
Они также могут вовлекаться в интернет-сообщества суицидального характера. Сравнивая суицидальные интернет-сообществаи какие-либо виртуальные игры, следует видеть большую разницу: если последние проводят четкую грань между забавой инастоящим миром, то суицидальные интернет-сообщества ставят дляучастников реальные жизненные задачи. Жизнь вовлеченного в подобное сообщество ребенка становится полностью связанной сигрой иприказами «кураторов». Подтолкнуть же человека, особенно ребенка, кнанесению себе вреда очень легко, если вдетстве он испытывал какие-либо лишения.
Играя в виртуальные игры и видя возможности насилия в них, ребенок может начать проявлять агрессию по отношению к окружающим и в реальности. В мире известны случаи расстрелов из огнестрельного оружия и применения холодного оружия в отношении своих одноклассников, преподавателей.
К месту сказать, в современное время, образовательные учреждения также стали проводниками детей в глобальную сеть. Ясно, что цели интернетизации учебного процесса исключительно положительные, но контроль поведения ребенка в сети Интернет все же должен осуществляться образовательными учреждениями на самом высоком уровне.
В 2017 году на сайте Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерациипо развитию информационного общества проводился мониторинг безопасности образовательной среды[3], были получены следующие результаты.Контроль трафика образовательными учреждениями осуществляется в 75,7% случаев. В 93,9% случаев система контент-фильтрации в образовательных учреждениях подключена. Качество фильтрации неудовлетворительное только на 3,4%. Нет ответственных лиц, контролирующих доступ учащихся к информационным ресурсам только в 4,7% случаях, в остальных же – такие лица назначаются приказами руководства образовательного учреждения либо контроль осуществляется дистанционно представителями компаний-провайдеров. То есть, в целом образовательная среда стремится к совершенству контроля над средой виртуальной, оберегая и защищая здоровье детей, и такая работа должна продолжаться, становиться еще более заметной, действенной.
Вместе с тем, около половины детей используют для выхода в Интернет компьютер, находящийся в общем пользовании у себя дома. Одновременно многие школьники активно пользуются личными устройствами, среди них наравне с персональным компьютером (57%) лидирует мобильный телефон (45%). В среднем один ребенок для выхода в сеть использует два электронных устройства. Активными пользователями Интернета посредством мобильных устройств являются дети 13-16 лет.
Такая статистика была получена после проведения в 2010 году Фондомразвития Интернет, Факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Министерства образования и науки РФ, в рамках международного проекта EU KidsOnline II, проводившегося в 2009-2011 гг. и охватившего 25 стран Европы, а также Россию и Австралию, сравнительного международного анализа «Дети России онлайн»[4]. Были получены также следующие результаты.
Наиболее активно российские дети пользуются социальными сетями, а пользователей социальной сети «ВКонтакте» из них большинство – 90%. Более половины российских школьников (53%) согласны с тем, что в Интернете может быть что-то плохое для детей их возраста, четверть детей (26%) имеет отрицательный опыт столкновения с негативом в сети. Среди детей 11-12 лет пятая часть детей (21%) практически ежедневно испытывает отрицательные эмоции из-за столкновения с негативным контентом в Интернете.
По сравнению с европейскими школьниками, российские подростки в 2 раза чаще сталкиваются с сексуальными изображениями онлайн и оффлайн. Более трети детей (41%) сталкивались с сексуальными изображениями в интернете. Российские дети в 6 раз чаще, чем европейские, сталкиваются с сексуальным контентом во всплывающих окнах (42% в России против 7% в Европе) и значимо чаще в социальных сетях (17% в России против 3% в Европе).
В среднем по России 23% детей, которые пользуются Интернетом, были жертвами буллинга онлайн или офлайн за последние 12 месяцев перед исследвоанием. Основная площадка кибербуллинга в Рунете – социальные сети. Каждый четвертый ребенок (28%) признался, что за последний год обижал или оскорблял других людей в реальной жизни или в интернете. С возрастом дети чаще становятся агрессорами: это практически каждый третий ребенок 13-16 лет. При этом практически во всех регионах России «агрессоров» столько же или даже больше, чем «жертв».
Лишь пятая часть родителей детей, подвергавшихся кибербуллингу, знает об этом (21%). Более двух третьих опрошенных детей (72%), ставших жертвами кибербуллинга, переживают это как стрессовое событие,наиболее сильно переживают из-за кибербуллинга дети 9-12 лет.
Из тех детей, кто сталкивался с секстингомв Интернете, каждый пятый читал размещенные в открытом доступе сообщения сексуального характера (20%). Каждый десятый ребенок видел в сети как другие люди занимаются сексом (10%).
Половина (47%) российских детей призналась, что им приходилось общаться в Интернете с кем-либо, с кем они никогда не общались лицом к лицу. Это более чем в два раза превышает показатели по странам Европы (9%).
В 2017 году Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) проведено исследование влияния Интернета на детей и подростков в Российской Федерации, а также влияние механизмов саморегулирования Интернет-сервисов на снижение кибербуллинга и киберугроз[5].
Подростки 14-17 лет чаще всего становятся свидетелями агрессивного онлайн-поведения (46%), 44 % получали агрессивные сообщения, жертвами груминга стали 48 %, 23% получали угрозы физической расправы.
Среди различных типов коммуникационных рисков младшие подростки чаще всего становятся свидетелями или жертвами агрессивной коммуникации. Так, флейминг, троллинг и хейтинг – самые распространенные виды онлайн-агрессии.
Поводами для кибербуллинга, согласно результатов исследования РАЭК, могут служить хобби и увлечения, уровень доходов, достижения, религиозные убеждения и т.д.Внешность и личностные особенности по итогам исследования заняли лидирующие позиции среди всех опрошенных возрастных групп. Мотивы кибербуллинга – развлечение и власть, их при опросе отметили все возрастные группы.
Все возрастные группы считают, что ответственность лежит на модераторах и администраторах сообществ.Родители: сами родители ответственны – 52%, модераторы – 50%; младшие подростки: родители – 33%, модераторы – 29%;старшие подростки: 31% - модераторы, 23% - сверстники.
В киберпространстве можно выражать свое мнение без страха отвержения, конфронтации или осуждения потому, что другие люди являются менее досягаемыми, и потому что личность самого коммуникатора может быть замаскирована. Возникновение тех или иных видов зависимостей предполагает определенный тип личности. Этот тип личности называют «зависимым», так как люди, имеющие такие черты, попадают в группу риска не только в отношении информационной зависимости, но и в группы, связанные со злоупотреблениями вредными веществами, с психологической зависимостью от другого человека, зависимостью от еды и т.п. Вред от использования современных технических средств коммуникации вызывается тремя видами воздействия:облучение, приводящее к развитию нерво-соматических нарушений;общая обездвиженность, вызывающаяастеноневротические и соматические нарушения, связанные с длительным сидением возле источника информации;информационное воздействие, проявляющееся, главным образом, в психоэмоциональной сфере.
Рассматривая здоровье как совокупность физического, психического и духовного состояний, можно обнаружить, что воздействию подвергается каждая его составляющая. В развитии человека существует так называемый сенситивный период, в течение которого ребенок является наиболее восприимчивым к поступающей извне информации. В ситуации, когда главным источником этой информации становится Интернет, полноценного процесса формирования личности не происходит – для этого необходимо общение с окружающими людьми.
В наше время делается много для преломления процесса негативной киберсоциализации личности, в частности несовершеннолетних. В Российской Федерации есть и государственная инициатива в этом направлении. Как пример, это деятельность Временной комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерациипо развитию информационного общества. Осуществляется деятельностьобщественных объединений и организаций, таких как Лига безопасного Интернета, РАЭК, Российское движение школьников и т.д.
Однако, в первуюочередь, именно семья и школа должна стать теми социальными институтами на базе, которых следует проводить комплексные мероприятия, направленные на противодействие данному негативному феномену.
В целом, как нам видится, в условиях значительного внимания к проблеме, системность проводимых мероприятий все же отсутствует. Мероприятия эти часто бывают не связаны в единый «узел», разрознены или периодичны, а не постоянны, как например, «Месяц безопасного Интернета».
Задача обществасделать все, чтобы понастоящему помочь каждому подростку, спасти его от ошибочных действий и поступков, вывести его из «группы риска». На плечах родителей тоже лежит немалая ответственность за своих детей, они должны быть к ребенку очень внимательны. Необходимо контролировать время пребывания ребенка в виртуальной сети, изучать интересующий его контент, сообщества и, наблюдая за изменениями в поведении ребенка, иметь возможность своевременно обратиться за помощью к психологу.
1. Vinogradova T. Specifika obscheniya v Internete // Russkaya i sopostavitel'naya filologiya: Lingvokul'turologicheskiy aspekt [Russian and comparative philology: Lingvokulturologichesky aspect]. Kazan', 2004. P. 63 (in Russia).
2. Kibersocializaciya cheloveka: ot HomoSapiens’a do HomoCyberus’a: Monografiya [Cybersocialization of man: from Homo Sapiens to Homo Cyberus: Monograph] / Pleshakov V.A. – M.: MPGU, 2012. – 212 p.:
3. Edinyy urok. Metodicheskoe soprovozhdenie edinyh urokov 2018: Monitoring bezopasnosti obrazovatel'noy sredy [Elektronnyy resurs]. URL: http:// www.edinyyurok.rf. (Data obrascheniya: 02.06.2018). Podrobnee: https://www.edinyyurok.rf/images/monitoring2017/info.pdf. [One lesson. Methodological support of uniform lessons 2018: Monitoring of the security of the educational environment [Electronic resource]. URL: http: // www.edynyurok.rf. (Date of circulation: 02.06.2018). More information: https: //www.edynuro.rf/images/monitoring2017/info.pdf.]
4. Issledovaniya Fonda razvitiya Internet: Deti Rossii onlayn 2010-2011 [Elektronnyy resurs]. URL: http:// www.detionline.com. (Data obrascheniya: 03.06.2018). Podrobnee: https://detionline.com/research/kids-online/about [Research of the Internet Development Fund: Children of Russia online 2010-2011 [Electronic resource]. URL: http: // www.detionline.com. (Date of circulation: June 3, 2013). More information: https://detionline.com/research/kids-online/about].
5. Rossiyskaya associaciya elektronnyh kommunikaciy. RAEK: Kiberugrozy, kiberagressiya, kiberbulling: razlichiya v vospriyatii, ocenke i povedenii u raznyh grupp naseleniya Rossiyskoy Federacii [Elektronnyy resurs]. URL: http:// www.raec.ru. (Data obrascheniya: 30.05.2018). Podrobnee: https://raec.ru/activity/analytics/9880/ [Russian Association of Electronic Communications. RAEC: Cyber Threats, Cyber Aggression, Cyber Bullying: Differences in Perception, Evaluation and Behavior in Different Populations of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: http: // www.raec.ru. (Date of circulation: 30/05/2018). More information: https://raec.ru/activity/analytics/9880/].