Amendments to the current Federal Law of August 7, 2001, No. 115-FZ "On combating the legalization (laundering) of proceeds from crime and financing of terrorism" by the laws of April 23, 2018, No. 90-FZ and No. 112-FZ, will allow Russia to significantly improve the effectiveness of measures aimed at financing terrorism and the proliferation of weapons of mass destruction.
extremist activity, weapons of mass destruction, freezing of money, a personal cabinet, an audited person.
В апреле текущего года Государственная дума приняла в интересах усиления борьбы с наиболее опасными проявлениями терроризма два важных Федеральных закона, инициированных Правительством РФ, а именно Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения» (далее — Закон № 90-ФЗ) и Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"» (далее — Закон № 112-ФЗ). Сегодня в условиях обострения международных провокаций в отношении, в частности, производства, распространения и применения химического оружия, принятие данных правовых документов представляется весьма своевременным.
Мотивы законодательной инициативы
Что касается Закона № 90-ФЗ, то его принятие было инициировано Правительством Российской Федерации прежде всего в интересах установления в законодательстве страны эффективного правового механизма противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также для приведения национального законодательства в соответствие международным стандартам в данной сфере.
Как известно, еще в 2004 г. Совет Безопасности ООН в резолюции 1540 постановил, что все государства обязаны принять соответствующие законы, запрещающие предоставлять помощь и финансирование любым негосударственным субъектам, которые пытаются разрабатывать, приобретать, производить, обладать, перевозить, передавать и применять ядерное оружие и средства его доставки, в особенности в террористических целях.
По сути, принятием этой резолюции Совет Безопасности ООН начал весьма важную для всего международного сообщества борьбу против распространения оружия массового уничтожения и относящихся к нему материалов.
Деятельность Совета Безопасности ООН активно поддержала Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее — ФАТФ).
В частности, в своей 7-ой Рекомендации ФАТФ предложила всем государствам применять согласно резолюциям Совета Безопасности ООН целевые финансовые санкции, относящиеся к предупреждению, воспрепятствованию и прекращению распространения оружия массового уничтожения и его финансированию.
Санкции, предусмотренные ФАТФ, касаются, кстати, замораживания денежных средств, а также иного имущества юридических и физических лиц, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения.
И новый закон, принятие которого Правительство РФ предложило Государственной думе, должен был стать именно таким правовым актом, который бы учитывал требования резолюции 1540 Совета Безопасности ООН и 7-ой Рекомендации ФАТФ.
В соответствующем законопроекте, внесенном в Государственную думу, в частности, Правительство РФ предлагало дополнить Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон о противодействии терроризму) новой статьей, устанавливающей рекомендуемые ФАТФ меры по противодействию финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Если конкретно, то предлагаемая статья, по мнению правительственных аналитиков, должна была содержать следующие основные меры:
■ замораживание (блокирование) денежных средств или иного имущества лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, а также информирование Росфинмониторинга о принятых мерах;
■ обязательный действенный контроль операций с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, включенного в названный перечень, либо физическое лицо или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица;
■ обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, приостановить операцию на срок 5 рабочих дней с одновременным представлением такой информации в Росфинмониторинг в случае, если хотя бы одной из сторон является юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическое или физическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Проектом федерального закона предлагалось также установить, что порядок формирования Росфинмониторингом перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и его доведение до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, устанавливается Правительством РФ.
По мнению правительственных аналитиков, работавших над подготовкой проекта, будущий федеральный закон должен был содержать положение о том, что основаниями для включения организации или физического лица в указанный перечень будут являться исключительно составляемые в рамках полномочий, предоставленных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с распространением оружия массового уничтожения.
В проекте содержались и другие предложения, касающиеся приведения законодательства Российской Федерации в данной сфере в соответствие с действующими международными стандартами, в том числе с требованиями резолюций Совета Безопасности ООН и рекомендаций ФАТФ.
Что касается Закона № 112-ФЗ, то его принятие было инициировано Правительством РФ в целях приведения законодательства Российской Федерации в сфере осуществления аудиторской деятельности в соответствие с Рекомендацией № 23 Международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, членом которой является и наша страна.
Предложенные правительством изменения в ст. 7.1 Закона о противодействии терроризму предусматривали установление для аудиторов обязанности по уведомлению Росфинмониторинга о наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем или финансированием терроризма. Корреспондирующие изменения предлагалось внести также в ст. 13 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
1. Federal'nyy zakon ot 23 aprelya 2018 g. № 90-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii v chasti protivodeystviya finansirovaniyu rasprostraneniya oruzhiya massovogo unichtozheniya» (dalee — Zakon № 90-FZ) i Federal'nyy zakon ot 23 aprelya 2018 g. № 112-FZ «O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon "O protivodeystvii legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma" i stat'yu 13 Federal'nogo zakona "Ob auditorskoy deyatel'nosti"».